Потребности

Потребность есть избирательная зависимость живых организмов от факторов внешней среды существенных для самосохранения и саморазвития, источник активности живых систем, побуждение и цель их поведения в окружающем мире.

ПОТРЕБНОСТЬ - ЭМОЦИЯ - ОБУЧЕНИЕ

Рекомендуется к прочтению Симонов Павел Васильевич

Деление биологических потребностей
- витальные (жизненно необходимые)
    - пищевые и питьевые
    - пассивно-оборонительные (страх, тревожность)
    - активно-оборонительные (агрессия)
    - гомеостатические (дыхание, кровообращение, терморегуляция, сон и бодрствование)
    - экономия сил (рефлексы лени)
    - груминг (уход за телом)

- зоосоциальные (внутривидовое взаимодействие)
    - половое поведение
    - материнское (родительское) поведение
    - детское поведение (стремление к контакту с родителями)
    - территориальное поведение (защита от перенаселения)
    - иерархическое поведение (стремление к лидерству и стремление подчиняться вожаку)
    - реакции сопереживания (перенос на себя эмоций, испытываемых другой особью)

- саморазвитие (направлены в будущее)
    - исследовательская (сбор новой информации, любопытство)
    - подражательная (делай как родитель, вожак, товарищ)
    - рефлекс свободы (преодоление ограничений)
    - игровая (тренировка двигательных навыков)

Потребность в вооружённости

Высокий уровень вооруженности, осознаваемый или неосознанно ощущаемый субъектом, делает его спокойным, уверенным, независимым, сохраняющим самообладание в сложной и быстро изменяющейся обстановке. Недостаточная вооруженность в сочетании с доминированием тех или иных первичных потребностей сообщает характеру черты тревожности, озабоченности своим положением среди людей, ревнивого отношения к успехам других, зависимости от их покровительства и поддержки. Вместо того чтобы сетовать на «дурной» или «слабый» характер воспитуемого, вместо абстрактных призывов к «исправлению» следует, в первую очередь, подумать о том, как вооружить данного человека способами удовлетворения тех его потребностей, которые представляют наибольшую социальную ценность.

Перечислить все, что входит или может входить в вооружение и в квалификацию человека, невозможно, но существует вооружение универсальное, к которому относятся воображение, фантазия, логика.

Потребность в экономии сил (лень)

Эта потребность занимает особое место в системе человеческих мотиваций. Она может приобрести господствующее положение и обернуться ленью Ильи Ильича Обломова, лежащего на диване своей квартиры на Гороховой улице. Но эта же потребность побуждает человека изобретать, непрерывно совершенствовать спсобы удовлетворения биологических, социальных и идеальных потребностей с тем, чтобы достигать своих целей с наименьшими затратами физических и умственных усилий.

Несоответствие расходуемых сил стоящей перед субъектом задаче также лежит в основе смешного, составляет важнейшую его черту.

Потребность в экономии сил, как всякая иная потребность, способна породить положительные и отрицательные эмоции. Если мне не удаётся облегчить задачу, уменьшить затрачиваемые усилия, я буду испытывать отрицательные эмоции досады, раздражения, уныния и т.п. Если я найду более короткий и простой путь к достижению цели, это вызовет у меня положительные эмоции радости, удовлетворения, восхищения своей находчивостью.

Потребность преодоления препятствий (воля)

Характерная черта холериков.

Потребность в движении

Потребность в признании

Потребность занять место в группе

Потребность в воде


Упрощенная схема регуляции водно-солевого баланса у человека. При потере воды кровь становится более соленой и несколько теряет в объеме. Первое явление приводит к уменьшению объема осморецепторных клеток, второе - к выделению почками гормона ренина. Уменьшение объема крови ощущается и рецепторами растяжения, имеющимися в стенке сердца. Все эти изменения вызывают чувство жажды. При утолении жажды мозг отмечает, что вода попала в желудок и дает сигнал: "хватит".

Потребность освоения новых сфер действительности (информационное голодание)

Потребность овладения навыками, которые могут понадобиться позже (игровая потребность)

Потребность следования нормам, принятым в группе

Потребность познания смысла существования

Познание смысла, назначения своего существования есть важнейшая человеческая потребность. «Без твердого представления, себе, для чего ему жить, человек не согласится жить и скорей истребит себя, чем останется на земле, хотя бы кругом его все были хлебы» (Достоевский). Наличие не только положительных, но и отрицательных переживаний свидетельствует субъекту о том, что он обладает желаниями, стремлениями, целями, то есть, что он живет достойной человека жизнью. Нельзя же лирического героя Лермонтова понимать буквально: не всякой жизнью удовлетворится он и не любой печали он страждет. Точно так же за стремлением к опасности, к риску кроется не просто тяга к отрицательным эмоциям, но сложнейшая система потребностей социального самоутверждения наряду с особой потребностью преодоления препятствий, которую принято называть волей.

Неудачники

Не столько уж редко мы встречаем достаточно сильную социальную или познавательную потребность, не сочетающуюся у данного субъекта с выраженной потребностью в вооружении. Так возникают дилетантизм и некомпетентность. Мы имеем в виду не тот случай, когда субъект лишен возможности приобрести соответствующие знания и навыки, а когда он не стремится их приобрести. Сочетание сильнейшей потребности (скажем, занять определенное место) с отсутствием или бедностью средств достижения цели порождает целую гамму отрицательных эмоций и ведет к представлению о завистниках, о «врагах», якобы препятствующих чужим успехам. Подавляющее большинство неудачников — порождение недостаточной вооруженности. Она может быть обусловлена разными обстоятельствами. Первый вариант: условия воспитания были таковы, что человек не смог приобрести знания и умения, необходимые для достижения цели. Второй: человек выбрал цель (дело, профессию и т. д.), не соответствующую его природным способностям и задаткам — например занятия музыкой при отсутствии слуха. В этом случае даже сильная потребность в вооружении бывает не в состоянии компенсировать ошибочный выбор. Третий вариант: налицо и способности, и задатки, и возможность обучения, но потребность в вооружении слаба. Наконец, четвертый вариант: выбрана такая деятельность, которая требует доминирования совершенно определенной потребности — потребности «для других» у педагога, потребности познания у исследователя и т. п. Субъект же характеризуется выраженной социальной потребностью «занять место» и, успешно пополняя свой арсенал для достижения этой цели, остается слабо вооруженным для деятельности, которой он вынужден заниматься. Такого рода неудачник — явление распространенное и любопытное. Сам себя неудачником он обычно не считает, поскольку искомого места он добился, хотя настоящего специалиста из него не получилось. Окружающие видят, что он не на своем месте. Сам он этого не замечает, как не замечают искусственности его положения все те, кто занял аналогичные места вопреки своей непригодности для этих мест. Все они — неудачники для других и для дела, но не для себя.

Поддержите проект, если он помог вам

Проект продвигается за счёт личных средств и времени авторского коллектива. Если вы нашли здесь то, что искали, то вы можете выразить свою благодарность финансово. Даже небольшой платёж помогает авторам в их труде, сохраняя их вовлечённость и высокую мотивацию чтобы строить открытый мир равных возможностей для всех неравнодушных людей вокруг.