Деятельность

Деятельность — процесс (процессы) активного взаимодействия субъекта с объектом, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности, достигает цели. Деятельностью можно назвать любую активность человека, которой он сам придает некоторый смысл.

Деятельность характеризует сознательную сторону личности человека (в отличие от поведения).

Деятельность можно разделить на этапы. Можно выделить в качестве этапов:
  • процесс вовлечения в деятельность,
  • процесс целеполагания
  • процесс проектирования действий,
  • процесс осуществления действий,
  • процесс анализа результатов действий и сравнение их с поставленными целями.

Деятельность человека всегда имеет то или иное общественное значение. Если даже человек ставит перед собой только личные цели, всё же деятельность его своими объективными результатами неизбежно будет иметь какое-либо - положительное или отрицательное - значение для общества. Сознательность человека характеризуется прежде всего тем, в какой мере он способен сознавать это общественное значение своей деятельности. Уровень же, или высота мотивации, человеческой деятельности характеризуется тем, в какой мере общественные задачи (благо родины, интересы класса, задачи, стоящие перед производственным или учебным коллективом) становятся личными целями человека, мотивами его деятельности. Чем большее место в мотивах, побуждающих человека, занимает сознание общественного долга, тем выше его уровень мотивации.

Большое влияние на деятельность человека оказывает оценка, которую он получает со стороны других людей, причём существенным проявлением сознательности является уменье различать, чьей оценкой надлежит руководствоваться.

Оценка тех людей, которые воплощают в себе общественную совесть, голос народа, имеет решающее значение для деятельности человека, направляя её и давая высшую награду достижениям человека.

Сознание и деятельность

Сознательное выполнение деятельности предполагает возможно более полное осознание того содержания, на которое она наравлена, её задач, ожидаемых результатов и возможных последствий, и, наконец, её общественного значения. Но это может быть лишь в том случае, если возможно большее количество компонентов самого процесса деятельности осуществляется автоматически. Полностью сосредоточить внимание на содержании читаемого может лишь тот, у кого процесс чтения протекает автоматически, не требуя осознания его. Чем лучше владеет человек техникой данной деятельности, тем меньше уделяет он внимания самому процессу выполнения данной деятельности. А это даёт возможность сознанию целиком сосредоточится на содержании и задачах деятельности, на отыскании наилучших путей и способов разрешения этих задач.

Навык и творчество - две важнейшие стороны всякой сложной деятельности. Навык состоит в возможно более совершенном, лёгком и автоматическом выполнении тех постоянных устойчивых операций, которые составляют технику данной деятельности. Творчество проявляется в учёте своеобразия данных условий, в нахождении способов действия, отвечающих этим условиям, в осмысливании новых, не встречавшихся ранее задач и в отыскании путей решения их, наконец, во всяком проявлении инициативы и преодолении шаблонов.

Навыки

Из скзанного ранее следует, что под навыками разумеются такие компоненты сложной деятельности - т.е. отдельные системы движений, процессов, входящих в деятельность, - которые протекают автоматически, т.е. без участия сознания. Однако в отличии от тех движений, которые с самого начала протекают автоматически, каковы, напромер, безусловные рефлексы, навыки становятся автоматическими в результате более или менее длительного упражнения. Поэтому их следует называть автоматизированными, т.е. "превращёнными в автоматические", а не просто "автоматическими" компонентами деятельности.

Навыки - это автоматизированные компоненты сознательной деятельности, вырабатывающиеся в процессе выполнения её.

Никогда не следует забывать, что при выработке навыков автоматизируется не самая деятельность в целом, а лишьотдельные её компоненты. Чтение, письмо, стрельба, игра на рояле и т.п. всегда остаются сознательной деятельностью, автоматизируются лишь операции, посредством которых эта деятельность осуществляется, лишь способы её выполнения. Всякий навык представляет собой систему условно-рефлекторных связей; в частности, двигательный навык есть система временных связей в двигательном анализаторе. При формировании и перестройке навыков действительны все законы образования, изменения и торможения условных рефлексов.

Формирование навыков

Упражнение

Привычки

Привычки, так же как и навыки, представляют собой автоматизированные элементы поведения. Отличаются же они от навыков следующим: навык предполагает лишь уменье совершать автоматизированно, т.е. без специального контроля сознания, те или другие операции, привычка же связана с тенденцией или потребностью совершать те или другие автоматизированные акты.

Творческая деятельность

Творческой деятельностью в собственном смысле называется деятельность, дающая новые, оригинальные продукты высокой общественной ценности. Научное исследование или изобретение, создание художественного произведения, нахождение рабочим способа увеличить производительность труда или новатором-колхозником нового приёма повышения урожайности - типичные примеры творческой деятельности.

Процессы творчества могут протекать очень различно, в зависимости от содержания самой деятельности и от индивидуальных особенностей личности и таланта творца. Однако можно указать некоторые моменты, характерные для большинства случаев творческой деятельности.

Вдохновение

Вдохновение - это состояние большого эмоционального подъёма, при котором сохраняется исключительная ясность сознания.

Одна из важнейших психологических особенностей действительно продуктивного творческого процесса, наиболее ярко проявляющегося в состоянии вдохновения, - совместная работа воображения и мышления. Творчество в равной мере невозможно и без воображения, и без строгой критической мысли. По образному выражению Л.Н. Толстого, "в писателе должен действовать одновременно мыслитель, художник и критик".

Подготовительные этапы творческого процесса

Труд и творчество

Вдохновение - это состояние, наиболее благоприятное для творческой работы. Но оно само приходит в результате этой работы. "Мне кажется, - писал Горький, - что вдохновение ошибочно считают возбудителем работы, вероятно, оно является уже в процессе успешной работы, как следствие её".

Поддержите проект, если он помог вам

Проект продвигается за счёт личных средств и времени авторского коллектива. Если вы нашли здесь то, что искали, то вы можете выразить свою благодарность финансово. Даже небольшой платёж помогает авторам в их труде, сохраняя их вовлечённость и высокую мотивацию чтобы строить открытый мир равных возможностей для всех неравнодушных людей вокруг.